Печать

Протокол
Публичных слушаний



alt23.11.2016 16.00 час                

 пгт Юрья

Решение о проведении:
Постановление главы Юрьянского района от 21.10.2016 № 14
«О назначении общественных (публичных) слушаний»
Председатель: Федотов Ю.П. - и.о. первого заместителя главы администрации Юрьянского района
Секретарь: Хаетова И.В. – зав. сектором архитектуры и градостроительства администрации Юрьянкого района.

Зарегистрировано 18 человек.
Приглашены:
Горячева Виктория Валерьевна - КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре»;
Представители разработчика документации ООО «НИИгазэкономика» :
Главные специалисты Лысенко Валентина Григорьевна, Еремина Алена Владимировна.
Повестка дня:
1. Обсуждение материалов оценки воздействия на окружающую среду при реализации проекта «Обоснование инвестиций автономной газификации северных районов Кировской области» предполагаемый к размещению в Юрьянском районе объект – станция приема, хранения и регазификации.
Регламент:
1. Председатель - 3 минуты.
2. Эксперты, выступления - до 10 минут.
По первому вопросу
1. Постановлением главы Юрьянского района от 21.10.2016 г. № 14 «О проведении общественных (публичных) слушаний» назначены публичные слушания по вопросу обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду при реализации проекта «Обоснование инвестиций автономной газификации северных районов Кировской области» предполагаемый к размещению в Юрьянском районе объект – станция приема, хранения и регазификации. Общественное мнение необходимо для получения заключения экспертизы ПАО «Газпром».
Главный специалист ООО «НИИгазэкономика» Еремина Алена Владимировна выступила с докладом на тему «Автономная газификация северных районов Кировской области и оценка ее воздействия на окружающую среду». Прилагается.
Вопросы:
1. О количестве машин доставляющих сжатый газ в сутки.
Ответ: количество обеспечивающее неснижаемый нормативный запас на 5 суток.
2. Почему поставка газа будет осуществляться автотранспортом, а не железнодорожным транспортом.
Ответ: отсутствие железнодорожной ветки к месту размещения, высокие тарифы РЖД.
3. Какие поселения планируется газифицировать.
Ответ: пгт Юрья, ЗАТО Первомайский, п. Северный, д. Ивановщина.
4. Почему выбран автономный вариант газификации, а не сетевой.
Ответ высокая стоимость строительства трубопровода.
5. О возможном вреде в случае аварии или террористического акта.
Ответ: не высокая вероятность взрыва газа.
6. О наличии специфического запаха при заправке СПХР
Ответ: без запаха.
Итоги:
1. Признать общественные слушания по вопросу обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду при реализации проекта «Обоснование инвестиций автономной газификации северных районов Кировской области» состоявшимися.
2. Представленный на общественные слушания вариант материалов оценки воздействия на окружающую среду предполагаемого к размещению в Юрьянском районе объекта – станции приема, хранения и регазификации одобрен.
3. Признать процедуру проведения информирования общественности соответствующей действующему законодательству.
4. Признать регламент публичных слушаний выдержанным без срывов и нарушений.
5. Настоящий протокол (за исключением приложений) подлежит обнародованию и размещению на официальном сайте администрации Юрьянского района.
Протокол слушаний составлен в трех экземплярах.
Приложение: 1. Лист регистрации участников общественных обсуждений – 2 шт.
Приложение 2. Доклад ООО «НИИ Газэкономика» - 4 листа.
Приложение 3. Копия публикаций в СМИ о проведении общественных слушаний.

Председатель Ю.П. Федотов
Секретарь И.В. Хаетова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2
Доклад на тему «Автономная газификация северных районов Кировской области и оценка ее воздействия на окружающую среду»
ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию предлагается доклад по обоснованию проекта газификации ряда поселков в Кировской области посредством строительства базового завода сжиженного природного газа и связанных с ним объектов-резервуаров хранения газа (СПХР) в восьми поселках городского типа. Общественные обсуждения подобных проектов выполняются в соответствии с «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372) на основании требований пункта 4.1, статьи 12, статьи 14 закона РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», учитывая размещение завода СПГ в границах ООПТ регионального значения».
Данный проект выполнен по поручению Председателя ПАО «Газпром» от 06.06.2014 №01-1744 в рамках программы газификации регионов Российской Федерации, утвержденной ПАО «Газпром» от 29.11.2013 №01-16. Инвестором по проекту является ООО «Межрегионгаз».
Кроме того, строительство подобного завода и СПХР соответствует Генеральной схеме газоснабжения и газификации Кировской области, разработанной в 2005 году и откорректированной в 2012 г.
Современная система газоснабжения Кировской области
Для определения целей проекта давайте рассмотрим состояние современной системы газоснабжения Кировской области.
Уровень газификации Кировской области природным газом составляет около 39 %.
Природный газ поступает в населенные пункты 14 районов области из 39, а также в 3 городских округа из 6 (города Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны). Общий объём потребления регионом природного газа за 2013 год составил 3,5 млрд. куб. м. Основными потребителями природного газа являются Кирово-Чепецкий химкомбинат (1,5 млрд. куб. м) и филиал «Кировский» ОАО «ТГК-5» (1,4 млрд. куб. м).
С 2006 года Кировская область участвует в Программе газификации регионов Российской Федерации, которую реализует ОАО «Газпром» совместно с регионами.
На сегодняшний день система газоснабжения сетевым природным газом включает в себя 894 км газопроводов-отводов, 21 газораспределительную станцию, 1 253 км межпоселковых газопроводов, 1 165 газорегуляторных пунктов и 3 417 км распределительных газовых сетей среднего и низкого давления. На 01.01.2014 г. сетевым природным газом газифицировано 237,6 тысяч домовладений и квартир.
Также давайте рассмотрим структуру потребления топлива электростанциями и коммунальными котельными (представлена на рисунке).

alt

Как видно из рисунка, требуется заменить менее эффективные и неэкологичные топлива (торф, уголь, печное топливо, мазут и т.д) на газ в размере около 27%.
Учитывая необходимость развития энергосистемы Кировской области и необходимость газификации поселков, требуется и создание газовой базы как наиболее экологичной и эффективной для снабжения потребителей.
В рамках Проекта предлагается создать единое технологически связанное предприятие по производству, временному накоплению, отгрузке и транспортировке СПГ с последующим его хранением и подачей в сети низкого, среднего и высокого давления для автономного газоснабжения северных районов Кировской области. Предусматривается размещение завода по производству СПГ в Кирово-Чепецком районе, а комплекса стационарных резервуаров (СПХР) – в непосредственной близости от потребителя в северных районах.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Итак, целью Проекта является газификация Кировской области. Целью разработки проекта и, как принято в современной терминологии, обоснования инвестиций, является разработка обосновывающих материалов и рекомендаций о целесообразности строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и восьми комплексов регазификации СПГ в ряде северных поселков для обеспечения автономного газоснабжения потребителей (рис.1).
При разработке проекта автономного газоснабжения сжиженным природным газом было выполнено технико-экономическое сравнение вариантов газификации указанных поселков при помощи сетевой газификации, автономной газификации с применением СПГ и КПГ и комплексной газификации части районов сетевой газификацией, а другой части – автономной газификацией на СПГ. По результатам сравнения определен вариант с минимальными капитальными вложениями по проекту.
Вариант сетевой газификации предполагал газификацию рассматриваемых районов посредством строительства продолжения газопровода-отвода Кирово - Чепецк - Барамзы и ГРС вблизи населенных пунктов.
По результатам сравнения основных технико-экономических характеристик вариантов газоснабжения, в том числе капитальных затрат в газификацию северных районов Кировской области, наиболее предпочтительным признан вариант автономной газификации посредством строительства завода СПГ в Кирово-Чепецком районе Кировской области и комплексов приема, хранения и регазификации СПГ, расположенных в непосредственной близости от потребителя в следующих населенных пунктах:
alt
выбор площадок для строительства завода СПГ и 8ми СПХР
Площадки под строительство завода с СХР были выбраны путем выезда на места представителей ООО «НИИгазэкономика» совместно с представителями Администрации Кировской области. Земельные участки под строительство завода СПГ и 8-ми СПХР выбраны в непосредственной близости от предполагаемых к газификации населенных пунктов и согласованы Правительством Кировской области.
В границах земельных участков объекты природного наследия, состоящие на государственной охране, и объекты историко – культурного наследия отсутствуют. Нормативные расстояния между зданиями и сооружениями приняты с учетом их пожарной опасности, степени огнестойкости и технологических связей.
Размеры площадок определены с учетом размещения технологического и вспомогательного оборудования, условий безопасности и удобства технического обслуживания оборудования и безопасного проезда по территории.
Завод СПГ
Проектируемый завод по сжижению природного газа расположенный в Кирово-Чепецком районе Кировской области подключается к проектируемому газопроводу Оханск-Киров. Подключение проектируемого газопровода-отвода предусматривается на участке ПК 3532-3534 к существующему газопроводу Оханск-Киров DN 700, РN 5,4 МПа. В настоящее время ведется реконструкция газопровода Оханск-Киров. Завершение работ планируется в 2017 году.
Проектируемый завод по производству СПГ предполагается разместить вне селитебной черты населенных пунктов Полойский и Перекоп в Кирово-Чепецком районе Кировской области, с подветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к жилым районам, на расстоянии не менее 1000м до населенных пунктов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
Создаваемый комплекс по производству СПГ по технологическому устройству основывается на современной отработанной технологии 100% сжижения газа без повышения давления, с использованием охлаждения его азотной холодильной машиной.
Режим работы комплекса по производству СПГ (далее КСПГ) непрерывный. Количество рабочих часов - 8400. Периодичность проведения сервисного обслуживания технологического оборудования определяется паспортами и регламентами на соответствующее оборудование.
В качестве производителя основного технологического оборудования рассмотрена отечественная компания ОАО «Криогенмаш», которая является разработчиком и производителем технологии.
Схема работы : Основным блоком завода является установка СПГ с азотным детандерным циклом. Газ от газоотовода поступает в блок комплексной очистки, затем в блок ожижения ОП-10, где его охлаждают до температуры – 132С, дросселируют и выводят в систему хранения, давление газа в которой составляет около 0,3 Мпа.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМ СПХР
Системы приема, хранения и регазификации (СПХР), расположенные в восьми вышеназванных поселках, предназначены для нужд потребителя, например, котельных, жилых домов, имеют следующую структурную схему.
От завода СПГ сжиженный газ доставляется к системе хранения автомобильными цистернами, как показано на схеме. Выходной продукт из этой системы – обычный природный газ для потребителя, который находится в газорегуляторном пункте, предусматривающем контроль температуры, давления и расхода. Система хранения СПГ имеет блочное исполнение и выполнена на базе резервуаров с экранно-вакуумной изоляцией, что обеспечивает высокую степень безопасности и экологичности производства. (В приложении – для каждого района можно дать схему расположения СПХР).Следует отметить, что в процессе производства, хранения и регазификации СПГ не происходит изменений его свойств и нет никаких химических реакций, получения новых веществ, которые могут нанести дополнительные выбросы в окружающую среду. В связи с этим, давайте, рассмотрим вопросы охраны окружающей среды.
ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
При разработке проекта специальное внимание было уделено охране окружающей среды, что нашло отражение в отдельном томе ОВОС, который был разработан на основании следующих законодательных, нормативных правовых актов и нормативно-методических документов в области охраны окружающей среды, включая:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ;
- «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ;
- «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
- СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372;
- «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утв. Приказами Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525 и № 67.
- Практическое пособие к СНиП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», ГП «Центривестпроект», 1998 г;
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб, 2012 г.
Рассмотрим основные положения упомянутого тома ОВОС.
В период строительства и эксплуатации объектов будет осуществляться производственно-экологический мониторинг, который включает проведение следующих мероприятий, предусмотренных проектом:
1) В период строительства:
- по защите атмосферного воздуха от загрязнения
- по защите водных объектов от загрязнения
- по защите земель от деградации и загрязнения
- по защите окружающей среды от воздействия отходов строительства
2) В период эксплуатации:
Основное мероприятие – это соблюдение эксплуатирующей организацией требований природоохранного законодательства и контроль выполнения решений и мероприятий, предусмотренных проектом. Контроль выполнения природоохранных мероприятий включает в себя те же позиции, что и на стадии строительства.3
Также проектом предусмотрен контроль воздушной среды за выбросами из организованных источников на соответствие нормативам допустимых выбросов. Регламент контроля устанавливается в зависимости от категории источника выбросов. Аналогичным образом производится контроль водных объектов, земель, геологической среды.
Предметом эколого-экономической оценки влияния намечаемой деятельности является определение величины компенсационных выплат за негативное воздействие на окружающую среду при проведении работ и капитальных затрат на внедрение природоохранных мероприятий. Перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 предусматривается в проектной документации.
Земельные участки для строительства проектируемых площадочных сооружений будут отведены в долгосрочную аренду либо выкуплены. По окончании строительства планируется благоустройство и озеленение площадок. Стоимость благоустройства учитывается в Сводной стоимости строительства в главе «Благоустройство и озеленение территории».
Возмещение убытков правообладателям земельных участков предусматривается Земельным Кодексом РФ (статья 57), в том числе при временном занятии земельных участков и ухудшении качества земель. Порядок возмещения правообладателям земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав либо ухудшением качества земель определяется Постановлением Правительства РФ от 7.05.2003 № 262. Убытки, причиненные правообладателям земельных участков временным занятием земельных участков, учитывают в арендной плате
Величина компенсационных выплат за загрязнение атмосферного воздуха в период строительства определяется расчетом платы за негативное воздействие на атмосферный воздух. Основными источниками в этот период являются сварка, строительная техника и автотранспорт. Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, определено согласно Постановлениям Правительства РФ №344 от 12 июня 2003 г. и №410 от 01.07.2005 г. с изменениями Постановления Правительства РФ № 7 от 08.01.2009 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИ ГАЗИФИКАЦИИ РЕГИОНА СПГ
Реализация данного проекта позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе при газификации за счет снижения вредных выбросов в продуктах сгорания. Как известно, основными загрязнителями при сжигании угля, нефти, дров являются оксиды азота, серы и углерода, а также зола. Замена потребляемого топлива на сжиженный природный газ значительно уменьшит вредные выбросы. Например, газификация котельной дает снижение выбросов по азоту – на 40%, по сере – на 87%, а золы – на 100%.
Кроме того, добавляются положительные экологические эффекты, а именно:
- снижение объемов образования отходов при использовании топлива;
- снижение площадей, занятых отходами – золоотвалы котельных;
- исключение вырубания лесов, используемых в качестве топлива – дров.
Таким образом, реализация проекта дает возможность улучшить санитарно-
бытовые условия проживания населения и обеспечит улучшение экологической ситуации в газифицируемых районах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вашему вниманию был представлен доклад на тему «Автономная газификация северных районов Кировской области и оценка ее воздействия на окружающую среду». Из доклада можно сделать выводы о том, что автономная газификация посредством строительства базового завода сжиженного природного газа и связанных с ним объектов-резервуаров хранения газа (СПХР) в восьми поселках городского типа, не несет никакой вредоносный эффект для окружающей среды, а наоборот, улучшает экологическую ситуацию в газифицируемых регионах и повышает бытовые условия проживания населения.
Также существуют и другие положительные моменты при газификации в рамках нашего Проекта, а именно:
- получение газа населением и, как следствие, улучшение бытовых условий проживания;
- создание новых рабочих мест, т.е. повышение занятости населения (обслуживающий персонал производства, ремонтный блок, водительский состав и т.д.).
Цитата А.Б. Миллера
Также по сообщению ТАСС от 04.10.2016 Председатель Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллер в ходе Петербургского международного газового форума заявил, что полноценная газификация регионов России не может быть осуществлена без развития малотоннажного СПГ. А.Б. Миллер: «Мы с вами исчерпали в некоторой степени возможности увеличения газификации в РФ. 66% - две трети в нашей стране - это трубный газ. Но это без СПГ. Это значит, что в каждый многолюдный населенный пункт «золотую» трубу мы не проведем. Единственный путь - это малотоннажный СПГ. Это свои технологии, это свои заводы». Отсюда можно опять сделать вывод о том, что строительство базового завода сжиженного природного газа и связанных с ним объектов-резервуаров хранения газа (СПХР) – это одно из перспективных направлений современной газовой отрасли, а значит ему уделяется много средств и внимания.