Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Рейтинг@Mail.ru
Баннер
PDF Печать E-mail

 

Всероссийская святыня с реки Великой

 

В 2018 году исполняется 635 лет Великорецкой иконе Святителя Николая – древнейшей православной святыне Вятской земли и одному из alt наиболее почитаемых образов этого великого угодника Божия.

 

Обретение чудотворного Великорецкого образа произошло в 1383 году «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России» - сообщает одно из многочисленных сказаний о Великорецкой иконе. Это было время, когда православные люди, в основном новгородцы, только начинали заселять Вятскую землю. В одном из таких русских поселений на реке Кобре был образ Святителя Николая, написанный «в чудесех», то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. В те годы первые вятские христиане нередко подвергались нападениям воинственных местных племен – вотяков и черемисов. Спасаясь от одного из таких набегов, они были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую – один из северных притоков Вятки, и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша».

 

Спустя некоторое время, «некоторый благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, «свещи же невидима быша». Тогда, со страхом Божиим и радостью, взял он обретенную икону и принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа».  

 

Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: «Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15). Был в том селе «человек некий, именем Иоанн», который уже двадцать лет «лежал в расслаблении», без движения. Ночью явился ему «в тонце сне» Святитель Николай и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и «домочадцами своими подкрепляем» пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, «восстав от земли, приложился к чудотворному образу, внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав». Тогда хозяин дома, уразумев какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. «И наша пока многие чудеса от него бывати».

 

В благодарность за эти чудеса и исцеления, великорецкие жители испросили у Московского митрополита благословение воздвигнуть во имя   обретенного образа Святителя Николая деревянный храм, «и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим». Местные черемисы не раз приходили к тому храму, желая его порушить и сжечь, но храм, чудесным образом, становился для них невидим. Иногда же они видели его поднявшимся в воздух над землей, и это дивное видение ужасало и вразумляло их.

 

Желая уберечь святыню от поругания, жители Хлынова, главного города Вятской земли, испросили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город под его защиту. При этом  они пообещали великорецким жителям ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой – место его славного обретения. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки – Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память об обете, данном Святителю Николаю. Лишь единожды, в 1551 году, вятчане «отложили хождение» с чудотворным образом на реку Великую, и тут же были наказаны суровыми морозами, внезапно ударившими в летнее время – с 1 по 12 июня и погубившими все их посевы. Когда же, осознав свою ошибку, они поспешили исполнить свой обет, то «бысть во всю страну Вятскую теплота велия и изобилие плодов земных». Тогда в память об этом Божьем вразумлении жители Хлынова воздвигли в Кремле деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм с молитвой к Святителю Николаю приходил великий подвижник и печальник Земли Вятской преподобный Трифон – отец вятского монашества.

 

Известно, что уже в первой четверти XVI века слава о чудесах Великорецкой иконы достигла Москвы – в 1521 году при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Московском Варлааме этот святой образ был обложен драгоценным окладом. Поистине важной вехой в истории почитания Великорецкой иконы стал 1555 год, когда по указу царя Ивана Грозного и с благословения Святителя Макария, митрополита Московского и веся Руси она совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие  отражено в знаменитом Лицевом летописном своде XVI столетия, в котором путешествию Великорецкой иконы посвящено 18 красочных миниатюр.

 

В Никоновской летописи читаем: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней-Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх». В столицу образ был принесен в субботу 29 июня 1555 года, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его встречали: у Николо-Угрешского монастыря – брат царя князь Юрий Васильевич, у Симонова монастыря «с великою верою и со многим желанием» сам царь, у Яузского моста – «владыки», а у Фроловских ворот Московского Кремля (по другим источникам – у церкви Всех Святых на Кулишках) – Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. При этом вятской святыне была оказана великая честь – Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена против митрополичьего места, рядом с Владимирской иконой Божией Матери, с которой ее объединяла одна пелена.

 

За этими событиями последовало обновление образа, которое совершил сам Святитель Макарий, избрав себе в помощники настоятеля Благовещенского собора Кремля протопопа Андрея – будущего митрополита Московского и всея Руси Афанасия. Тогда же рядом со строящимся Собором Покрова на Рву (более известного в мировой культуре как Собор Василия Блаженного) была построена временная деревянная церковь, которую 29 июля 1555 года освятили во имя Николы Великорецкого и поставили в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы.[vi] Когда строительство Собора было завершено, один из его девяти приделов – южный был освящен в честь Великорецкой иконы, что особенно дорого всем православным вятчанам.

По свидетельству летописца все эти события сопровождались множеством чудес: «… быша исцеления многа в тои день, и последи великия чудеса, и от новонаписан­наго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хро­мым хождение и всяким недугом­ исцеление быша неоскудно приходящим с верою». В ознамено­вание этих чудес был установлен особый крестный ход из Ус­пенского собора к Николе Великорецкому «на рву», приуро­ченный к 29 июля, Рождеству Святителя Николая.

 

Только год спустя – 3 августа 1556 года Великорецкий образ, украшенный по повелению царя новым золотым окладом и со многими дарами был отпущен из Москвы и, совершив путешествие через Вологду и Великий Устюг, возвратился в г.Хлынов. Ни один из чудотворных образов, известных по русским источникам, не совершал такого путешествия по стране, включая земные и водные пути, огромные пространства. «Хождения» Великорецкой иконы (особенно, по территории бывшего Казанского ханства) имели не только сакральное, но также и политическое значение, демонстрируя единство государства и безопасность этих земель для русских поселенцев.

 

Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской и способствовало широкому почитанию чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая во всей России. Один из его списков принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-Печерский. Другой  список был передан в Ипатиевский монастырь г.Костромы царем Иваном Грозным в память о его убиенном сыне Иване. В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на «бабайках» - веслах от плотов для сплава леса, и названный поэтому «Бабаевским». В Костроме и ее окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. В начале XVII века были построены Николо-Великорецкие церкви в г.Путивле Сумской области и г.Тотьме. В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монашеские обители – Николо-Великорецкий Макушевский монастырь в Вологодской области, московский монастырь «Никола в Хлынове» и Николавеская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь в Архангельской области.

В 1614 году состоялось второе путешествие иконы святыни в  российскую столицу. Тогда Россия еще переживала последствия Смуты. Вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха сильно волновали русское общество. Избранный на царский престол молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, чтобы утешить горожан в их горе и укрепить в православной вере.

 

Мы не ошибемся, если скажем, что именно благодаря Великорецкой иконе удаленная от центра, скрытая за непроходимыми лесами и болотами «Вятская страна» стала известна Москве и всей Православной России. Бесспорен ее вклад в создание в 1657 году самостоятельной Вятской епархии, правящие архиереи которой всегда проявляли живой интерес к почитанию Великорецкого образа. В 1668 году указом первого вятского епископа Александра был определен день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николая – 24 мая (6 июня), для которого была составлена особая  церковная служба. В 1778 году вятский архиепископ Лаврентий (Баранович) определил новый, сухопутный маршрут Великорецкого крестного хода, который до этого времени совершался по рекам Вятке и Великой. С того времени маршрут больше не менялся, а расположенные на нем вятские села заметно окрепли, украсились дивными храмами. Ежегодно более 50 тысяч паломников со всех уголков Вятской земли стекались в село Великорецкое, чтобы исполнить обет предков и почтить Святителя Николая.

 

Почитание Великорецкого образа была столь значимым событием в жизни Вятской земли, что неуклонно совершалось вятчанами даже после 1917 года. Понимая всю тщетность попыток открыто противостоять этой древней православной традиции, советская власть избрала другой путь – к началу 1930-х годов Свято-Троицкий кафедральный собор г.Вятки, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона, оказались в руках обновленцев. С этого времени ее след теряется – она таинственно явилась и таинственно исчезла. Но даже эта печальная утрата не смогла остановить благочестивых вятчан, которые продолжали ежегодно приходить на реку Великую, неся с собой иконки Святителя Николая. Многие из них претерпели в это время аресты, притеснения и даже мученическую смерть.

 

Великая Отечественная война несколько приостановила машину массовых репрессий против верующих. В послевоенное десятилетие Великорецкое паломничество настолько окрепло, что в середине 1950 годов собирало на берегах реки Великой свыше 6 тысяч человек. Неслучайно, что, когда в 1958 году страну накрыла новая волна хрущевской антирелигиозной кампании, ее острие в Кировской области было направлено против Великорецкой традиции.

 

9 мая 1959 года особым распоряжением властей паломничество на реку Великую было официально запрещено. Великорецкая церковь была закрыта и разорена. Правящим архиереям Кировской епархии запрещено посещать этой святое место, а священникам под угрозой принимать участие в паломничестве. На путях к Великой реке были установлены специальные милицейские кордоны, которые выслеживали группы паломников, хватали их и вывозили как можно дальше от святого места. Но, несмотря на эти меры, рискуя быть брошенными в тюрьму, паломники все равно пробирались лесными тропами в Великорецкое небольшими группами по 3-5 человек.

 

Такое положение сохранялось до конца 1980-х годов, когда в отношении Советского государства к Русской Православной Церкви наметились первые положительные изменения. Стремясь использовать их на благо епархии, архиепископ Хрисанф (ныне митрополит Вятский и Слободской), в 1989 году обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведении богослужения на реке Великой. Власти пошли на осторожные уступки, разрешив совершить крестный ход, но не из Вятки (Кирова), а из ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Божественную литургию в походной церкви на берегу реки Великой в тот день совершил сам вятский архипастырь с собором духовенства, при большом стечении богомольцев из разных мест нашего Отечества. Это было важным свидетельством того, что Великорецкая традиция жива, несмотря на многие годы запрета и гонений.

С того памятного и радостного дня прошло почти два десятилетия, которые ознаменовались важными вехами возрождения традиции почитания Великорецкой иконы Святителя Николая, один из древних списков которой ныне сопровождает паломников в крестном ходе. С 1992 года он стал совершаться своим историческим путем из г.Вятки (Кирова). Это немалый  путь длиной более 170 километров, три дня – вперед и два – обратно, ежедневно преодолевая от 25 до 50 километров пути. Дорога разная: то полем, то лесом, то асфальтной трассой. Но всегда – с молитвой, стараясь помогать ближним, смиряясь перед трудностями и благодаря Бога за радости этого пути. С каждым годом число паломников неуклонно растет. Крестный ход давно уже вышел за рамки епархиального события – в нем можно встретить паломников со всех уголков Православной России, ближнего и дальнего Зарубежья. В 2000 году, в год своего 600-летия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус Всероссийского.  

 

В декабре 2004 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте явления чудотворной Великорецкой иконы Святителя Николая создан Спасо-Преораженский Никольский мужской монастырь. Наместником обители назначен игумен Тихон (Меркушев), возглавлявший  ранее сам крестный ход. За годы лихолетий архитектурный ансамбль монастыря сильно пострадал. Ныне он восстанавливается, а с ним возрождается и село. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф придает Николо-Великорецкому монастырю особое значение – владыка часто посещает обитель, лично участвует в рассмотрении проектов и эскизов восстановления ее святынь. В 2007 году, впервые за многие десятилетия, в Преображенской церкви монастыря в день праздника была совершена Божественная литургия.

 

В подготовке проведения праздника принимают участие, как духовные власти, так и Правительство Кировской области, оказывающее содействие в организации Великорецких торжеств, в которых ныне принимает участие более 30 тысяч паломников.  Центральным их событием является Божественная литургия в храме на берегу реки Великой и освящение воды в источнике на месте явления Великорецкой иконы, которые по уже сложившейся традиции совершает митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости – иерархи русской церкви, губернатор, Кировской области, представители федеральной власти, иностранные гости.

 

Развивается и традиция почитания Великорецкой иконы. В марте 2007 года по приглашению архиепископа Костромского и Галичского Александра этот святой образ совершил путешествие в г.Кострому, а в июне того же года совершил большое путешествие по реке Вятке, посети за 15 дней 40 приходов и монастырей Вятской епархии. Повсеместно чудотворную икону встречали духовенство, прихожане, местные власти и многочисленные паломники. В районных центрах состоялись встречи с молодежью, были  показаны видеофильмы об истории, святых и святынях Вятской земли. Это путешествие  явилось продолжением древней традиции совершения «Низового» Крестного хода с Великорецкой иконой, который ранее ежегодно совершался по реке Вятке и ее притокам. С благословения митрополита Хрисанфа отныне ежегодно Великорецкий образ будет совершать подобные путешествия по благочиниям Вятской епархии.

 

Протоиерей Александр Балыбердин,

секретарь Вятской епархии, кандидат исторических наук

Протоиерей Андрей Дудин, заведующий Вятским епархиальным архивом

 

 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер